Перейти к содержанию

Изобилие

Делитесь знаниями как можно больше!

«Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня все равно будет по одному яблоку. Но если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

-Джордж Бернард Шоу

За последние сто лет бизнес-модели развивались на основе производственного мира, в котором продукт осязаем: это физическая вещь, которую мы можем ощутить и потрогать. Осязаемые вещи конечны и поэтому на них распространяется принцип дефицита. Если у меня есть яблоко, а у тебя нет, я могу дать его тебе, и в этом случае яблоко есть у тебя, а у меня нет. Или я могу поделиться с тобой яблоком. Я мог бы дать вам половину яблока, и в этом случае каждый из нас получит меньше, чем целое яблоко. Знание является неосязаемым, поэтому оно не связано свойствами дефицита. Если я поделюсь с вами знанием, у меня не будет меньше этого знания, чем до того, как я поделился им с вами. На самом деле, если я поделюсь с вами идеей, вы можете предложить другую идею или точку зрения, которые улучшат эту идею, и теперь у нас обоих есть больше, чем мы начали. Любовь — еще одно неосязаемое, работающее по принципу изобилия. Рассмотрим пару с их первым ребенком: они чувствуют сильную эмоциональную связь с этим ребенком. Когда появляется второй или третий ребенок, должны ли они меньше любить первого ребенка, чтобы любить второго, и еще меньше, чтобы любить третьего?

Знания действуют по принципу изобилия: чем больше мы делимся, тем больше учимся. Знания — это побочный продукт взаимодействия или опыта, и никто после этого не уходит с меньшим количеством знаний, чем он пришел. Успех и влияние программного обеспечения с открытым исходным кодом на бизнес — это пример того, как мы должны переосмыслить наши бизнес-модели и более внимательно относиться к тому, когда имеет смысл принцип дефицита, а когда — принцип изобилия. Это не ситуация «или/или»; это ситуация «и».

KCS основан на постулате, что лучшими людьми для создания и поддержания знаний являются люди, которые используют их каждый день: сотрудники службы поддержки. Чем больше сотрудников поддержки, занимающихся KCS, тем богаче будет база знаний и качественнее будут используемые знания.

Хотя принцип изобилия проявляется во многих практиках KCS, ключевой областью его применения является признание и оценка эффективности. Если мы признаем, что для здоровой практики управления знаниями требуется множество навыков, нам нужно признать индивидуальную компетентность в каждом из этих навыков. Программы оценки эффективности, разработанные на основе модели изобилия, обеспечивают признание сильных сторон и талантов людей на основе их вклада в общее дело. Награждайте людей за то, в чем они хороши, основываясь на их способности создавать ценность для достижения общей цели, а не на сравнении с их коллегами. Большинство традиционных моделей оценки эффективности основаны на модели дефицита. Яркие примеры этого - ранжирование и награждение сотрудников основываясь на их индивидуальных навыках и умениях. Все это создает конкурентную среду.

KCS же успешен только в среде, где каждый сотрудник заинтересован в достижении командной или компанейской цели.