Атрибуты Знания
Для большинства организаций внедрение KCS представляет собой серьезный вызов. Преобразование начинается с понимания атрибутов знания. Мы постоянно используем слово «знание» в наши разговорах. Но когда нас просят дать определение знаниям, большинство людей впадают в ступор. Определение не приходит сразу в голову и требуется время подумать.
Полезно рассматривать знания в контексте данных и информации. Что отличает данные от информации? Данные — это просто числа или слова, а информация — это организованные числа или слова. Организация данных в информацию придает им некоторый смысл. Что отличает знание от информации? Знание — это информация, на основании которой я могу действовать. Со знанием связано действие; мы можем что-то с этим сделать.
Определение знания — это непрекращающаяся дискуссия в академических и философских кругах, восходящая к Платону. Мы видим, что для наших целей полезно определение «информация, на основе которой я могу действовать». KCS стремится зафиксировать коллективный опыт организации способами, которые могут использовать другие сотрудники и клиенты. Ключевым моментом является «использовать» или «действовать».
Если мы примем предложенное выше определение, мы сможем перейти к определению некоторых ключевых атрибутов знания. Во-первых, мы должны признать, что информация, которую я могу использовать, зависит от моего контекста или опыта работы с этой информацией. То есть я должен уже знать некоторые вещи, которые дополняют информацию, чтобы сделать ее действенной. Таким образом, информация, имеющая значение для меня, может не иметь значения для вас. Мы все приносим что-то на вечеринку знаний. Это вносит неудобную двусмысленность в отношении знаний. То, что для меня является знанием, может не быть знанием для вас. Знание не является абсолютом!
Например: долгосрочный прогноз погоды для офисного работника в Сан-Франциско — интересная информация. Тот же самый прогноз погоды для управляющего виноградником в Напе можно использовать; управляющий виноградником будет принимать решения и действовать, чтобы максимизировать урожайность и качество своего урожая. То, что для одних является знанием, для других является лишь информацией.
Это означает, что то, что есть в нашей «базе знаний», на самом деле является только потенциальным знанием, потому что полезность этой информации зависит от контекста, опыта и потребностей человека, который ее просматривает. Информация становится знанием в момент использования. Неудивительно, что люди впадают в замешательство, когда их просят дать определение знания; это довольно абстрактно.
У всех нас есть некоторые знания: способность действовать на основе информации. Интересно рассмотреть несколько вопросов о знаниях, которые есть у нас в голове:
-
Как мы получили те знания, которые у нас есть? Когда мы перестанем учиться?
-
Насколько мы уверены в своих знаниях — уверены ли мы когда-либо на сто процентов в том, что мы «знаем»?
- Как нам обрести уверенность в том, что мы знаем?
Мы получаем знания через взаимодействие и опыт. Большинство из нас согласится с тем, что мы никогда не можем быть абсолютно уверены в своих знаниях, потому что на самом деле мы никогда не перестаем учиться. Мы постоянно открываем новые перспективы и совершенствуем то, что знаем. И мы приобретаем уверенность в том, что мы знаем, пробуя эти знания на практике. Мы не просим эксперта проверять наши знания и говорить нам, что хорошо, а что нет.
Рассматривая атрибуты знания, мы могли бы сказать, что знание:
- Достигнуто благодаря взаимодействию и опыту
- Постоянно меняется (мы никогда не перестаем учиться)
- Никогда не бывает на 100% полным или на 100% точным
- Подтверждено использованием, опытом и взаимодействием
Ожидают ли этого люди в нашей организации, когда мы говорим, что внедряем базу знаний или практику управления знаниями? Ожидают ли они, что оно будет создано в результате взаимодействия и опыта, постоянно меняющегося, никогда не завершенного, не абсолютно точного и проверенного в процессе использования? Обычно нет! К сожалению, ожидания людей от базы знаний или системы управления знаниями — это совершенные, нетронутые знания, одобренные экспертами. Мы должны изменить ожидания людей, если мы действительно хотим извлечь выгоду из коллективного опыта всех, кто взаимодействует со знаниями.
Для большинства принятие KCS представляет собой серьезный сдвиг в мышлении. Это требует изменения культуры (ценностей и фокуса).
-
От одного человека к команде
-
К деятельности направленной на созданию ценности
-
На постоянную эволюцию
-
На взаимодействие и сотрудничество всех членов команды
-
К контенту в контексте
-
К Знанию для обучения и обмена опытом